Древо боевых искусств: какие прослеживаются «родственные связи»

Существующие сегодня виды единоборств развиваются независимо друг от друга, и «граница», отделяющая один от другого, проведена очень четко. Но хотя создавались боевые искусства в разных странах, в разное время и разными мастерами, у них прослеживаются «родственные связи».

А их корни уходят в историю иногда на тысячи лет. В Древнем Египте существовала борьба, похожая на современный бокс. Греки, учившиеся у египтян наукам, почерпнули кое-что и в области боевых искусств. Популярный у них панкратион, входивший в программу Олимпийских игр, был, по сути, борьбой без правил. Противники могли выдавливать друг другу глаза, отрывать уши, кусаться. Известно, что чемпион Милон, выигравший 2102 боя, 1800 человек забил до смерти. Традицию проводить соревнования атлетов переняли у греков индусы. В программу состязаний входил и кулачный бой. По легенде, царевич Сидхартха Гаутама (будущий Будда) победил на таких соревнованиях и добился руки и сердца принцессы Ясудары. Индусы внесли важный вклад в развитие кулачного боя, а именно — особую технику дыхания и практику медитации.

Следующий этап развития боевых искусств начинается в Китае. В середине VI века туда прибыл патриарх буддизма Бодхитхарма. Целью визита была «пропаганда» его учения — дзен-буддизма. В Китае Бодхитхарма сделал своей резиденцией монастырь Шаолинь (букв. «монастырь в лесу»). Он показал монахам 18 простейших приемов. Монахи оказались способными учениками. На основе этих приемов они создали систему, насчитывающую несколько тысяч комбинаций. Постепенно сформировались пять классических стилей: «леопард», «тигр», «журавль», «змея» и «дракон», а сам монастырь превратился в настоящую академию боевых искусств. Свое мастерство монахи разнесли по всему Китаю и за его пределы — в Корею, Японию, Вьетнам и другие страны Востока: неудивительно, что в большинстве современных искусств заметен «китайский след».

Одно из самых древних из них — сумо. В китайских источниках конца 1-го тысячелетия до н.э. упоминаются единоборства сянпу и цзюэди. В Сутре Лотоса описывается индийский прообраз сумо — нара. Первые упоминания о японском сумо встречаются в текстах VII — VIII веков. Эта борьба зародилась как народная забава: на праздниках по случаю окончания полевых работ и прихода осени проводились соревнования борцов. Со временем состязания стали также устраиваться на площадях городов, в замках аристократов и в храмах.

В XII веке сумо «разделилось». Одно его направление стало чисто развлекательным или «спортивным». Из него была исключена ударная техника. Ритуалы и правила проведения соревнований «спортивного» сумо окончательно сформировались 350 лет назад, и с тех пор практически не изменились. Параллельно продолжало развиваться и боевое сумо. Из него вышли многочисленные виды борьбы, на основе которых сформировалось со временем джиу-джитсу. Легенда приписывает «изобретение» джиу-джитсу врачу Акаяма Сиробеи. Он попытался систематизировать приемы старых школ и создать новое, универсальное искусство. Но ему не хватало объединяющей идеи. Однажды, прогуливаясь по заснеженному саду, Сиробеи обратил внимание, что сухие, толстые ветки деревьев ломаются, не выдерживая тяжести снега, а тонкие, пригибаясь, сбрасывают его с себя. Главным принципом нового искусства стала формулировка: поддайся, чтобы победить.

Современное джиу-джитсу развивается, как и 300 лет назад, в фамильных школах. И таких школ (а значит, и стилей) насчитывается около 200. Различия между ними связаны с использованием вспомогательного оружия (например, веревки или алебарды нигината), с постановкой дыхания или преобладанием каких-то приемов: скажем, бросков с помощью бедер. Но общих черт у них намного больше, что и позволило профессору Дзигоро Кано в конце XIX века создать универсальную систему дзюдо. Принципиальных технических различий между ней и джиу-джитсу поначалу не существовало. Разве что из арсенала дзюдо были исключены некоторые наиболее жестокие приемы — вроде выдавливания глаз или вырывания кадыка: основоположник нового вида боевого искусства считал свое детище не просто борьбой, а системой самосовершенствования человека.

В 1882 году профессор открыл при токийском храме Эйсё школу под названием «Кодо-Кан». Техническую базу дзюдо составили 5-6 тысяч наиболее эффективных приемов, причем это были не только болевые приемы, удушения, броски, но и ручные и ножные удары. Позднее разработали комплекс самообороны, в который вошла и «работа» с ножом, палкой и пистолетом, а также мечом, который еще при второй мировой был личным оружием офицеров японской армии. В дальнейшем дзюдо разделилось, и в спортивный его вариант, к слову, ставший олимпийским видом спорта, не вошла ударная техника. А «неспортивное» в обязательном порядке изучают полицейские Голландии, Германии, Франции, Бельгии и Австрии.

Морихеи Уесиба На Востоке говорят: «Не идите путем старых мастеров, но ищите то, что искали они». Этим принципом руководствовался Морихеи Уэсиба — создатель айкидо. Это один из самых молодых и самых сложных видов боевого искусства, хотя называть его «боевым» не совсем правильно. Мастер считал, что айкидо — это философская школа (в его системе движений не используются приемы нападения, в связи с этим соревнования по айкидо не проводятся, а только лишь показательные выступления). Сам основоположник обучался у мастера джиу-джитсу Такэда Сокаку. Главное, чем его школа отличалась от других школ джиу-джитсу, — особая техника, построенная на умении борца сосредоточивать и направлять энергию ки в нужную часть тела. В 1916 году Морихеи Уэсиба получил диплом мастера, но после долгих раздумий пришел к выводу, что любая победа на татами, по большому счету, не имеет значения, так как сегодняшний чемпион заведомо обречен на поражение. Ведь рано или поздно найдется тот, который сможет его победить. И Уэсиба решил идти путем, который назвал «путь природы и любви».

Соединив старинные приемы борьбы и новую философию, он создал принципиально новое боевое искусство — айкидо, название которого означает — «путь к гармонии духа». По замыслу Уэсибы, айкидо борется с агрессией, а не с агрессором. Атакующего нужно убедить, что его агрессия бессмысленна. Если он снова нападает, нужно с величайшей осторожностью уложить его на татами, используя силу самого атакующего. Так происходит до тех пор, пока сам противник не поймет, что его агрессия бессмысленна.

Все существующие на сегодня виды единоборств можно разделить по следующему принципу. В одних базовую технику составляют захваты, броски, удушения и болевые приемы. Ударная техника либо совсем исключена, либо носит вспомогательный характер: противника сначала «размягчают» ударом, а затем проводят бросок. В других системах наоборот, упор делается на ударную технику. Самая распространенная и популярная из этих систем — карате.

Есть некоторые особенности, которые присущи только ему, прежде всего: особая система дыхания, «низкие» стойки, мощные «проламывающие» удары, а также принцип, повлиявший на всю технику в целом, — «наповал одним ударом».

Судя по названию (карате — букв. «пустая рука»), оружие в нем не используется, и словосочетание «оружие карате» звучит, согласитесь, странно. Между тем, любители боевиков наверняка обратили внимание, что полицейские во время рукопашных схваток пользуются странными резиновыми дубинками, к которым сбоку приделана вторая ручка. Это тонфа — традиционное оружие карате.

А поначалу была действительно «пустая рука». После того, как в XVII веке Япония завоевала Окинаву, у местного населения было изъято все холодное оружие. Единственное, что оставалось в такой ситуации, — превратить в оружие собственное тело. «Ударные поверхности» рук и ног закалялись настолько, что одним ударом можно было убить человека. Но крестьяне имели дело с хорошо вооруженными профессионалами, а значит им пришлось осваивать и приемы борьбы с применением подручных средств, например, той же тонфа — рычага для вращения мельничного жернова.

Между тем Япония, помимо Окинавы, пыталась распространить свое влияние на царства, расположенные на Корейском полуострове. В XVI веке японская армия попыталась оккупировать полуостров. Но при поддержке Китая японцы были изгнаны, — и смогли «вернуться» только в 1910 году. За время оккупации (а она продолжалась до конца 2-й мировой войны) корейские боевые искусства в основном были вытеснены японскими и сохранились лишь в немногих школах. После войны генерал Чой Хон Хи, который долгое время изучал карате, объединил некоторые элементы и приемы старых корейских школ и создал единоборство, которое достаточно быстро распространилось по всему миру и даже стало одним из олимпийских видов спорта. У таэквондо есть свои, присущие только ему, специфические черты. Это, в первую очередь, весьма сложная система ударов ногами и прыжков. Работа руками в таэквондо, в отличие от других «близких и дальних родственников», отошла на второй план.

А «родственники» — это многочисленные стили китайского ушу и уже упоминавшееся карате, муай тай (тайский бокс) и вьетнамское вьет-во-дао, индонезийские пенчак и силат, а также кикбоксинг. Все они оказывают друг на друга определенное влияние. Например, в карате и кикбоксинге практикуются удары ногами по бедрам, позаимствованные из тайского бокса. Знаменитый актер Чак Норрис в молодые годы служил в Корее, там он познакомился с приемами танг-судо. Вскоре к корейской технике прибавилась также и боксерская техника работы руками. Говорят, что так появился кикбоксинг. Тот же тайский бокс испытал китайское и, по всей видимости, индийское влияние. На Филиппинах широкое распространение получило джиткундо (в переводе «путь опережающего кулака») — единоборство, созданное мастером воинских искусств и популярным актером Брюсом Ли. Он обучался южнокитайскому стилю ушу «вин чун» («прекрасная весна»), но затем решил создать собственный стиль, в котором используются приемы карате, ушу, таэквондо, бокса, муай тай.

Многих интересует вопрос: какое искусство «сильнее», скажем, дзюдо или карате? В последнее время даже начали проводить бои без правил, на которых свою технику демонстрируют представители разных боевых искусств. А ответ тут очень простой: побеждает не искусство, побеждает человек, владеющий им. Искусство само по себе не бывает лучше или хуже. Самые сильные противники притаились в самом человеке. Собственный страх, физическую и духовную слабость, лень может победить только настоящий мастер, и для этого ему нужно пройти долгий путь. Кстати, слово «путь» — до (по-китайски дао) — присутствует в названии очень многих восточных боевых искусств: дзюдо, айкидо, таэквондо, вьет-во-дао и так далее. Путь совершенствования и самопознания. А дорогу, как известно, осилит только идущий.

Посмотрите на ТОП-5 БОЕВЫХ ИСКУССТВ:

Видео размещено в открытом доступе на стороннем ресурсе, редакция блога не несет ответственности за содержание ролика и его качество и не гарантирует Вам его доступность и возможность просмотра в дальнейшем

На этом у меня все. До встречи на страницах моего блога.

С уважением, Юрий Куценко

Все статьи блога

Желаем вам успехов!


Добавить комментарий

Если Вы не бот решите пример? *